Эсфирь Серпионова (Варшавская)

Персональный сайт художницы, поэтессы, педагога

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ. Каталог выставки (стр.1)


Земля и небеса
Эсфири Серпионовой

Обостренная чувствительность женского сердца и мужская твердость руки - две ипостаси творческой натуры Эсфири Серпионовой (Варшавской). Они не соперничают, а обогащают друг друга. Созерцая произведения, с трудом осознаёшь, что резчик по дереву, мастер гобелена, акварелист, рисовальщик и живописец - это один человек. Талантливый и умелый.

Работы любого художника есть его суть, выраженная в материале. За работами Эсфири стоит образованность в широком смысле и в профессиональном. Художественная школа, скульптурное отделение «грековского» училища вывели на первый уровень. Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, давший профессии художника- постановщика и заведующей постановочной частью театра, необозримо расширил творческие горизонты. Сам город, его архитектура и сокровища искусства сформировали высокий эстетический вкус. А нравственную составляющую возвысила вера во Всевышнего.

Серпионова осуществила около тридцати постановок в различных театрах страны. Постоянно совершенствовалась в станковом и прикладном искусстве, в скульптуре. С 1990 года она член Союза художников.

Интересно мироощущение художницы. Оно хорошо выражено в гобеленном диптихе «Земля человеку » и «Земля человека». На первом наш «шарик» - алый, весь в цветах и птицах, с порхающей над ним бабочкой. Второй - в заводских трубах, голых деревьях, с жужжащим над ним летательным аппаратом. Противопоставление не в пользу человека. Но! Белый храм в центре земли шлёт в небо сияющее послание. Значит, есть надежда.

Оптимистическое отношение к миру пронизывает все гобелены Эсфири. Оно не парадно-радостное, оно имеет много оттенков. В нем - ностальгия по отчему дому, праздникам детства; задумчивость, сопровождающая размышления книгочея; трепетность тишины, в которой птица высиживает потомство; беззащитность бумажного кораблика в вешних водах.

Художница мыслит не лобово. Например, в стандартном мышлении поэт представляется с гусиным пером и вдохновенным взором. А у Эсфири он ребёнок, взгромоздившийся на шаткую пирамиду из стульев. Он еле удерживает равновесие, но тянется к небу, к цветным шарам в нем - то ли это пестрые планеты, то ли радужные мыльные пузыри. Символика образов неожиданна. Проплывающая над городом луна, на которой растут травы, имеет обличье рыбы. Белый стул в разноцветных кулисах вызывает ассоциации с чистым искусством и в то же время грусть по тому, что его уже нет. Работы всегда с подтекстом, который постигается внимательным зрителем.

Цвет на гобеленах Серпионовой яркий и звонкий. Фантастично оперение любимых ею птиц. В «Шестидневе» каждый фрагмент выдержан в своей тональности, но все они подчинены единому колористическому замыслу. Иногда, по контрасту, художница обращается к монохромному решению. Черно-белые гобелены передают белизну снега, лунной дорожки... Но чаще символизируют, на мой взгляд, непроявленность сущности человека, что бывает так часто! Вообще, индивидуальность на гобеленах Эсфири размыта. Она неважна как таковая. Личность - частица мироздания, вечности - вот что главное. Но всегда ли она в гармонии с ними? - словно вопрошает художница.

Чтобы живописать нитками, нужны чуткие пальцы и великое тщание. Филигранная работа. Но Эсфирь всегда тянуло и к дереву. Она сама девочкой сделала пристройку к дому - своё убежище для рисования и чтения. Мощно, уверенно работает она резцом, «освобождая» из плена бесформенности опять же диковинных птиц и прочих существ; создаёт скульптуры и барельефы, предметы прикладного характера.

Такая же уверенность и точность взгляда - в рисунках. Чаще всего это зафиксированные моменты пролетающего бытия и времени. Силуэт, едва прорисованные детали - и уже на бумаге схвачен характер человека. Контур церкви, несколько деревьев возле - остальное зрителю нетрудно дорисовать в воображении. Маслом Серпионова пишет редко, но рисунков делала великое множество. И тут же раздаривала друзьям. А те увозили их на другие континенты, хранят в частных собраниях. Бывает, что неожиданно возвращаются рисунки к автору в виде репродукций в художественных журналах разных стран.

Многогранность натуры Серпионовой проявилась и в таланте наставника. Она кандидат педагогических наук, доцент кафедры графики художественно-графического факультета Южно-Украинского педагогического университета. Многие зарисовки сделаны ею во время работы со студентами на пленэре.

Уже немало лет Эсфирь Серпионова осуществляет очень важную миссию: она - руководитель иконописной мастерской одесского Свято - Архангело - Михайловского женского монастыря. Под наставничеством мастерицы пишут святые лики. В мастерской реставрируют иконы и церковные книги, занимаются вышиванием и ткачеством.

Вероника Коваль



Земля человека

Земля человека
Текстиль. Ручное ткачество. 78Х63 см. 2007 г.



Скит

Скит
Текстиль. Ручное ткачество. 86Х66 см. 2008 г.



Адам

Адам
Текстиль. Ручное ткачество. 60Х60 см. 2007 г.



Поэт

Поэт
Текстиль. Ручное ткачество. 120Х100 см. 2008 г.



Мама пришла

Мама пришла
Текстиль. Ручное ткачество. 56Х56 см. 2007 г.


* * *

Меж строгих вертикалей струн,
Густой основы гобеленной,
Цветной уток живой строкой
Творит параболы вселенной.





Поиск

Календарь

«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Каталоги персональных выставок

Каталоги выставок

  • Свет и цвет
  • Экспромт на заданную тему
  • Послание народам
  • Малая родина
  • Против течения
  • Первокнига
  • Обитаемый остров
  • Земля и небо
  • Слово
  • Чистый лист
  • Земля человека
  • Осень в Одессе 2011. Графика
  • Осень в Одессе 2011. Живопись
  • Осень в Одессе 2011. Скульпт.
  • Осень в Одессе 2011. Гобелены
  • Улицы детства
  • Научи меня летать


  • Методические пособия

     Методические пособия

  • Художественный войлок, ч.1
  • Художественный войлок, ч.2
  • Вышивка как искусство
  • Кукла-варежка
  • Сборник заданий по цветоведению
  • Структури з паперу
  • Кружевной орнамент
  • Аппликации без отходов
  • Путевой БЛОКнот


  • Научные публикации

     Научные публикации

  • Розвиток творчих здібностей учнів при вивченні текстильної композиції
  • Проблеми цілеспрямованого розвитку творчого мыслення
  • Проектно-художній підхід до організації навчально-творчої діяльності студентів ХГФ
  • Критеріальний підхід у визначенні готовності випускника до розвиваючого аспекту педагогичної діяльності
  • Виховання творчо мислячого педагога
  • Розвиток творчих здібностей студентів у вивченні курсів ДМП і дизайну
  • Особистісно - орієнтований підхід до творчого розвидку майбутнього педагога
  • Иконописный канон и творчество
  • Методическое обеспечение курса Иконопись на ХГФ
  • Проблемы создания новой иконографии
  • Креативна особистість та етнотрадиція
  • Кольорознавство в навчанні іконопису
  • Поза,жест и мимика в иконе

  • Вверх